— Вот честно, по вечерам домой уже ноги не несут! — жалуется тридцатипятилетняя Марина. — Там одни слезы и проблемы — сын уроки делает с бабушкой. Нет, мама, конечно, нам оказывает просто неоценимую помощь!.. Но как бы сделать так, чтобы без ежедневных скандалов, а?..
…Марина — мать-одиночка, живет с сыном-второклассником, работает, крутится как может, сводит концы с концами. Время от времени ей помогают родители, живущие рядом. Никогда не откажутся и даже сами предлагают все время — звони, мол, мы придем, всегда выручим.
Правда, помощи в итоге получается на копейку, а вымотанных нервов — вагон. Родители комплексуют по поводу того, что у Марины «так вот не сложилось» в жизни, и при каждом удобном случае ей это высказывают: и бестолковая-то она, и мужа-то нашла себе хуже некуда, и ребенок ее, видимо, «в ту породу», звезд с неба не хватает, нашла, от кого рожать, сама виновата.
И не мудрено, что муж ушел от нее, такой неумехи, неряхи и недотепы. Хорошо, что хоть родители еще есть!..
Поэтому к родителям Марина всегда старалась обращаться уже в самом крайнем случае.
Как могла, устраивалась сама. Договорилась с соседкой-пенсионеркой, которая за небольшую плату забирала ребенка вечером из сада, а в прошлом году уже со школьной продленки. И до конца первого полугодия первого класса жила — не тужила.
Однако уже в первом классе после Нового года учительница потихоньку стала задавать задания, сначала простенькие, потом все сложнее.
Какую-то часть ребенок успевал сделать на продленке, однако вскоре Марине стало ясно, что ее сын, видимо, не из вундеркиндов. С ним надо сидеть, чтобы был какой-то толк. Учить стихи, пересказы, разбирать ошибки в примерах и словах, сделанные в классной работе, и главное — читать.
Первый класс кое-как дотянули, однако в конце учебного года учительница вызвала Марину на разговор.
— Мальчик у вас не глупый, тем не менее, с ним надо заниматься! — сказала она. — На следующий год начнутся уже серьезные задания, пересказы, стихи — вам нужно поднажать! Иначе тройки пойдут, у ребенка руки совсем опустятся, нельзя этого допускать, тем более сейчас, в самом начале. Как начнется, так и будет… Я же вижу, он может лучше! ему надо немного помочь!..
Все лето Марина думала, что же делать.
Родителей особо в ситуацию не посвящала, однако неожиданно те сами проявили инициативу. Объявили Марине, что мать с 1 сентября выходит на пенсию и садится с внуком.
Хватит, мол, продленок, с ребенком заниматься надо, в восемь лет читает еле-еле, у соседки внук в четыре года и то лучше. После школы бабушка будет забирать внука и делать с ним уроки.
Надо отметить, что отношения у бабушки с внуком оставляют желать лучшего уже давно. Мальчик ее откровенно побаивается, она же в глубине души считает его неумным и ленивым, полагая, что эти недостатки можно еще исправить — спартанским воспитанием, например.
Нет, бабушка его любит, конечно — по-своему. И хочет им гордиться. Но гордиться пока, считает она, нечем…
Марина попыталась протестовать — но выяснилось, что вопрос-то уже решенный. Заявление мамой уже написано, и пути назад нет. Поэтому Марина попыталась убедить себя и сына, что в общем-то все не так и плохо. Заниматься действительно надо, и бабушка будет в этом помогать, потому что Марине надо работать.
Однако чудес не бывает, и худшие опасения Марины оправдались уже в сентябре.
Сын плачет: «Я тупой! Я ничего не понимаю», мама рыдает, что ребенок-де трудный, а Марина меж двух огней. Решительно осадить маму она не может. Поругаться легко, но потом самой же мириться придется.
Родители вон и так сколько для нее сделали — и квартиру купить помогли, и деньгами на первых порах после развода ссужали, и с ребенком выручали сколько раз, да в конце концов, мать с работы ушла и с внуком села — тоже не каждая бабушка на такое способна.
Правда, «помогает» мама по своему разумению. На футбол в школьную секцию, например, куда мальчик ходил в прошлом году, водить отказалась категорически — баловство это, ни к чему. Он читать не умеет, какой ему футбол? Пусть занимается!
Бабушка вырывает из тетрадей страницы, заставляет переписывать, вырывает снова, заставляет от сих до сих наизусть учить пересказы, проверяет стихи… Марине жаль сына до слез.
Поругаться с матерью, оскорбив ее в лучших чувствах, снова отдать сына на продленку, получать тройки, тянуться в аутсайдерах, в хвосте, с отстающими, вращаться в их компании — и потом, через три-четыре года, получить от матери мстительное: «А я тебе говорила! Я знала, что так будет! Я предлагала помощь — ты отказалась! Сама виновата!»?
Заниматься самой с ребенком по вечерам не получается, сил нет уже ни у Марины, ни у сына, нанять настоящую няню, которая будет это делать — не по карману, а старушка, которая сидела с мальчиком раньше, женщина простая и недалекая, заниматься уроками не будет.
Или все-таки терпеть «помощь» от мамы, ибо она нужна. Даже сейчас уже видно, что бабушка реально «вытягивает» внука — собрался, стал аккуратнее писать в тетрадях, учится на 4 и 5.
А мальчик — ну что мальчик, он мужчина, говорят, в большинстве случаев им спартанское воспитание только на пользу. Подумаешь, бабушка пару раз обзовет тупицей и не пустит на футбол. От этого еще никто не умер, зато сыт, одет и уроки сделаны. И Марине об учебе можно уже не думать.
Как поступить?