Современное российское кино в сознании наших соотечественников прочно ассоциируется с чем-то не достойным внимания. Мы решили опровергнуть это мнение и доказать, что наши фильмы способны удивлять и впечатлять не хуже, чем Голливуд.
Итак, встречайте — 15 лучших российских картин последних лет, отражающих народную сентенцию «ведь могут же, когда захотят».
1. «Географ глобус пропил» (2013)
16+
История с интригующим названием «Географ глобус пропил» понравится в первую очередь тем, кто тоскует по хорошему советскому кино. Каждый кадр этого фильма наполнен той «интеллигентностью», лирической интонацией и глубоким психологизмом, которых не было в отечественном кинематографе со времен «Осеннего марафона» и «Полетов во сне и наяву». А Константин Хабенский, по мнению многих критиков исполнивший в «Географе» лучшую роль, своей проникновенной игрой просто обрек фильм на безграничную народную любовь.
2. «Левиафан» (2014)
18+
Социальная драма давнего любимца европейских фестивалей Андрея Звягинцева стала событием задолго до премьеры и вызвала столько яростных споров, сколько не вызывал ни один отечественный фильм за последние несколько лет. И как бы по-разному ни относились зрители к этой киноленте, нельзя не отметить, что она была высоко оценена жюри престижных мировых кинопремий («Левиафан» стал участником «оскаровской» гонки, а незадолго до этого он был удостоен «Золотого глобуса» в категории «Лучший иностранный фильм»). Этот сенсационный успех, безусловно, вернул интерес к новому российскому кино не только на родине, но и за рубежом.
3. «Горько!» (2013)
16+
Уморительную и в тоже время искреннюю картину про бессмысленную и беспощадную свадьбу в Геленджике по праву можно считать новой национальной комедией — дебют режиссера Жоры Крыжовникова уже удостоился сравнений с фильмами Гайдая и эпохальными «Особенностями национальной охоты». Остроумные шутки и герои со своими достоинствами и недостатками превратили фильм в настоящую энциклопедию русской жизни, изучать которую одновременно и горько, и радостно. Несмотря на радикальный подход к изображению действительности, то есть всю «чернуху», фильм не лишён достоверности, здоровой порции цинизма и острого юмора. Смешать такой коктейль в кино кинематографистам не удавалось уже довольно давно.
4. «Метро» (2012)
16+
Жанр «фильм-катастрофа» у отечественных кинематографистов никогда не пользовался большой популярностью — единственным достойным ответом высокобюджетному Голливуду был советский хит «Экипаж», снятый еще в конце 70-х. Но долгое молчание в этом жанре нарушил Антон Мегердичев, который отважился экранизировать бестселлер Дмитрия Сафонова о масштабной аварии в московском метрополитене. Получилось на удивление мощно и реалистично — сцены затопления тоннелей метро у самых впечатлительных на пару дней точно отобьют желание спускаться в подземку.
5. «Последняя сказка Риты» (2012)
16+
Декадентская философская притча Ренаты Литвиновой о смерти, любви и счастье. Сложно представить себе более самобытное зрелище, чем морговое отделение российской больницы, населенное богемными работницами в жемчугах. Сюда попадает очаровательный ангел смерти, роль которого исполнила сама Рената. Её задача — проводить в мир иной пациентку Маргариту Готье и не раскрыть свою истинную сущность. Предельно атмосферная и красивая история разворачивается под пронзительные композиции Земфиры Рамазановой и похожа на причудливый сон, который хочется пересматривать снова и снова.
6. «Шапито-шоу» (2011)
18+
Четырехчасовой фильм Сергея Лобана стал самой необычной отечественной комедией последнего времени. Четыре новеллы рассказывают о приключениях московских фриков в Крыму, но демонстрацией причудливой фауны, состоящей из киберстранников, хипстеров-пионеров и двойников Цоя этот малобюджетн
ый аттракцион не ограничивается. Главная его достопримечательность — развернутый посреди поля цирковой шатер, где в перерыве между посещением курортных распивочных фриковатые туристы философствуют и разыгрывают музыкальные юморески. Все это необъяснимым образом действует гипнотически — оторваться невозможно.
7. «Легенда №17» (2012)
6+
Уже прочно укоренившаяся в американском кино волна байпокипов в 2010-х захлестнула и российский кинематограф. Вслед за биографиями Высоцкого и Поддубного появился фильм о звезде советского хоккея Валерии Харламове, скроенный по крепким голливудским лекалам — взлеты чередуются с падениями. Драйва «Легенды №17» хватит на десяток подобных фильмов, и это почувствовали зрители, обеспечившие фильму беспрецедентную для отечественного кинопродукта кассу.
8. «Территория» (2014)
12+
Эпическая драма об отважных геологах-золотоискателях выделилась на общем фоне российского проката в первую очередь брутальным актерским составом — по количеству бородатых мужиков с рюкзаками на квадратный метр пленки фильм сопоставим разве что с недавним «Эверестом»: Константин Лавроненко, Егор Бероев и Григорий Добрыгин сплавляются по горным рекам и вглядываются в необозримые пространства тундры. Ну а вглядываться действительно можно бесконечно — божественной красоты северные пейзажи, которые покоряют главные герои, напоминают кадры из лучших фильмов National Geographic.
9. «Кококо» (2012)
18+
На фоне суровых и леденящих душу фундаментальных драм о российских реалиях, картина Авдотьи Смирновой сохраняет мажорную тональность, такую редкую для отечественного кино. Душевная трагикомедия рассказывает о двух противоположностях, волею судеб оказавшихся в одном купе. Одна — сумасбродная провинциалка с Урала, другая — типичная петербурженка и работница музея. Вместе они — взрывоопасная смесь, раскрывающая всю глубину женской дружбы с моментами полного взаимопонимания и катастрофического разлада.
10. «Родина» (2015)
18+
Современная притча от создателя культовых «Бумеров» Петра Буслова, сделавшего экзотические пляжи Гоа отправной точкой для размышлений на тему «Кто мы такие?» Уже по первым хвалебным отзывам критиков можно утверждать, что этот эмоциональный рассказ о людях, для которых по разным причинам кокосовые пальмы оказались роднее наших березок, стал очередным мощным поколенческим высказыванием в духе того же «Бумера». Только на этот раз для того, чтобы соответствовать времени и попасть в эпицентр сегодняшней русской жизни, режиссеру потребовалось отправить своих героев в дорогостоящее путешествие за три моря.
11. «Как я провел этим летом» (2010)
16+
Захватывающее киносочинение Алексея Попогребского, в котором камерная драма для двух актеров развивается на фоне необозримых чукотских пейзажей. На протяжении двух часов оторванные от цивилизации метеорологи встряхивают термометры и многозначительно молчат, тем самым подготавливая почву для неизбежного конфликта. Великолепная игра Сергея Пускепалиса и Григория Добрыгина (за которую они получили приз Берлинского кинофестиваля) и особенная атмосфера заброшенной радиолокационной станции держат в напряжении до последнего кадра — в какой-то момент начинаешь паниковать вместе с главными героями.
12. «Неадекватные люди» (2010)
16+
Адекватное (вопреки названию) драмеди с нескучными персонажами — тридцатилетним невротиком и старшеклассницей со скверным характером, наперегонки преодолевающими возрастной кризис. Дебют молодого режиссера Романа Каримова, снятый на скромный бюджет, получился более, чем удачным — легкий, но интригующий сюжет, отличная игра актеров, блестящие диалоги и тактичная музыка.
13. «Тряпичный союз» (2015)
18+
Лучшая российская молодёжная лента о взрослении от сценариста «Легенды №17» Михаила Местецкого. Тряпичный союз — арт-группировка, состоящая из троих молодых парней. Вскоре к лихим, радикальным героям присоединяется скромный мальчик Ваня, который предлагает для нужд союза свою ветхую дачу в глухой деревне. Вместе они верят в сомнительные идеалы, борются с экзистенциальными кризисами, феерично куролесят и крушат вещи вокруг. И в результате всего этого неминуемо взрослеют.
14. «Хардкор» (2015)
18+
Однажды клипмейкер и музыкант Илья Найшуллер задумали снять на камеру GoPro революционный полнометражный экшен. К процессу быстро подключился любитель прогрессивных идей Тимур Бекмакбетов и экстрим-оператор Сергей Валяев. В результате у команды получился яростный кинематографический шутер, от которого в прямом смысле слова кружится голова.
15.
«Рай» (2016)
18+
За образцовую, черно-белую драму о холокосте и сломанных судьбах жертв войны Кончаловский получил венецианского «Серебряного льва», место в лонг-листе «Золотого глобуса» и в шорт-листе «Оскара». «Рай» с самого начала задуман как космополитичная лента, в которой приняли участие актеры из Франции и Германии. Несмотря на острую и болезненную тему, режиссёр выбрал для фильма элегантную форму: здесь нет шокирующих кровавых сцен и жертв. Кончаловский исследует душевные страдания героев, их непростые отношения друг с другом. И разворачивает на экране пронзительную историю, которая требует от зрителей напряжения ума и сердца.