Хотите провести вечер дома и посмотреть, по-настоящему, стоящий фильм? Тогда обратите внимание на этот список. Вашему вниманию 10 самых крутых гангстерских фильмов всех времен! Приятного просмотра…
1. Охота на человека (1972)
Мелкая пешка, никому не нужный сутенер, вдруг становится самым опасным человеком в Италии – за ним начинают охотиться и мафия, и специально выписанные из-за океана американские киллеры. Кто-то сказал, что это кино – криминальная версия «Процесса» Кафки. Очень точно, ни прибавить, ни убавить. В отличие от зрителей сутенер Лука Канали так и не узнает, за что на него ополчилась вся организованная преступность, но в обиду себя, конечно, не даст – не на того напали. Лихорадочная игра Марио Адорфа задает тон всему фильму и не позволяет оторваться от экрана ни на минуту. Прекрасная альтернатива американскому гангстерскому кинематографу.
2. Палач (1978)
Зарабатывая пением в ночных клубах, Дьюк Митчелл пошел за мечтой и снял личный вариант «Крестного отца», став одновременно продюсером, режиссером и исполнителем главной роли. Это единственное кино, которое вышло при его жизни. Главный герой приезжает из Италии в США, где находит своего друга, чтобы вместе разворошить криминальный мир Лос-Анджелеса. Надо понимать, что это классический рваный грайндхаус, а не прилизанное студийное кино. К слову, двое гангстеров в черных костюмах, устроивших настоящую резню в стиле мафии в самом начале фильма, напомнят любому двух гангстеров из «Криминального чтива». И не случайно: Тарантино позаимствовал образы Джулса и Винсента не только из «Охоты на человека», но и у Митчелла.
3. Долгая страстная пятница (1979)
День лондонского гангстера Гарольда Шэнда (лучшая роль Боба Хоскинса) не задался: кто-то устраивает настоящий беспредел на контролируемых им территориях – и это накануне грандиозной сделки с американскими мафиози. Чтобы спасти будущий бизнес, Шэнду нужно понять, кто именно и почему мешает его планам, но на это у него есть всего один день. Это будет не просто страстная пятница, но долгая страстная пятница. В образе юного боевика Ирландской республиканской армии можно разглядеть лукаво и обаятельно улыбающегося Пирса Броснана – это первая роль в большом кино будущего Джеймса Бонда.
4. Однажды в Америке (1984)
Картина про нескольких друзей-хулиганов, доросших до крупнейших воротил американского преступного мира первой половины ХХ века. Однако это не только криминальный фильм, но также история крепкой дружбы, настоящей любви и жестокого предательства, почти четыре часа чистого наслаждения. Это «Война и мир» не только гангстерского кино, но и кинематографа вообще. Фильм можно сопоставить с первыми двумя сериями «Крестного отца» – только вот сравнение будет во многом не в пользу картин Копполы. Джеймс Вудс, карьерная траектория которого на тот момент еще не была предопределена, нисколько не уступает Роберту Де Ниро. И по до
брой традиции для фильмов Леоне – музыка Эннио Морриконе.
5. Славные парни (1990)
Мартин Скорсезе показывает зрителям, насколько здорово и престижно быть гангстером в США – сладкой жизни криминального мира не может помешать даже вольготное тюремное заключение. Впрочем, как то часто бывает, расплата неминуема. В какой-то момент оказывается, что быть преступником не так-то и здорово – хотя бы потому, что товарищи, с которыми ты знаком с детства, в любой момент могут тебя сдать. Роберт Де Ниро и Джо Пеши здесь разминаются перед скорсезевской эпопеей «Казино», хотя можно сказать и по-другому: в «Казино» они лишь повторили то, что уже сделали в «Славных парнях».
6. Бешеные псы (1992)
Нельзя сказать, что мистер Белый, мистер Розовый, мистер Синий, мистер Коричневый, мистер Оранжевый и мистер Блондин – настоящие гангстеры. Гангстеры здесь скорее те, кто нанимает их на работу, занимается организацией дела, раздавая нелепые клички, и, конечно, оплачивает завтрак. Если бы судьба распорядилась так, чтобы Тарантино снял только один этот фильм, в историю он все равно вошел бы, практически полностью перелопатив жанр гангстерского кино и определив его развитие на десятилетие вперед. Наша любимая сцена: мистер Блондин (Майкл Мэдсен), от души отплясывая под Stuck in the Middle With You, с истинным наслаждением отрезает плененному полицейскому ухо просто потому, что ему это нравится.
7. Схватка (1995)
Один – гениальный преступник (Роберт Де Ниро), другой – выдающийся полицейский (Аль Пачино). Очевидно, что им слишком тесно в Лос-Анджелесе. Два актера, отметившиеся во втором «Крестном отце» и находившиеся на вершине своей карьеры, во второй раз в жизни сошлись на съемочной площадке, чтобы показать, что такое криминальное кино середины 1990-х. Майклу Манну лишь оставалось стравливать двух звезд, управляя их харизмой. Как итог – лучший фильм в карьере режиссера, позже попробовавшего провернуть тот же трюк уже с Джонни Деппом и Кристианом Бейлом, но, увы, безуспешно.
8. Карты, деньги, два ствола (1998)
Все представители лондонского дна, от мелких жуликов до крупных воротил, волею случая вовлечены в водоворот странных событий – и до конца не ясно, у кого какая карта окажется на руках, чтобы забрать самый большой куш. Первый фильм Гая Ричи остается непревзойденным шедевром 1990-х британского криминального кино, конвенции которого режиссер пересматривает и блестящим образом обыгрывает. Фильм, кстати, дал Джейсону Стэтему дорогу в большое кино, а Винни Джонсу – во второсортное. Все как в фильме – кому какая карта выпала.
9. Счастливое число Слевина (2005)
Сняв в Англии картину «Гангстер № 1», британец Пол Макгиган немного переборщил: для криминального жанра кино оказалось слишком сложным, почти артхаусным. Перебравшись в США, он учел предыдущий опыт и сделал одновременно и непростое, и развлекательное кино. По сюжету все вроде бы ясно: главный герой (Джош Хартнетт) случайно окажется замешанным в серьезных разборках. Впрочем, на деле все будет сложнее, чем казалось сначала. Настоящий гангстер в фильме – не Брюс Уиллис в образе наемного убийцы, а Бен Кингсли и Морган Фримен, играющие криминальных авторитетов (редкая возможность увидеть актеров, по крайней мере последнего, в образе злодеев).
10. Отступники (2006)
Продажный полицейский (Мэтт Деймон) и законспирированный агент (Леонардо ДиКаприо) – еще одно сильное противостояние в новейшем гангстерском кино. Маниакальная одержимость Мартина Скорсезе гангстерским жанром привела-таки его к заветному «Оскару». Но за былые заслуги режиссер получил награду или нет, не так важно. Композиция Gimme Shelter, которую Скорсезе в очередной раз все так же маниакально включил в саундтрек, символическим образом связывает «Отступников» с более ранними гангстерскими фильмами режиссера.