Лет десять назад одна моя подруга перестала со мной общаться, потому что мне пришлось сказать ей неприятную правду. Нет, я не осуждала ее фигуру и не ловила ее парня с другой девушкой.
Дело в том, что она в один прекрасный момент заделалась мастерицей по маникюру. Сходила на какие-то курсы, накупила всяких прибамбасов для своей работы, ну и начала принимать заказы. Ходить к ней было недалеко, поэтому я решила стать ее клиенткой. И, как оказалось, зря.
Маникюр подруга делала отвратительно. Даже я сама себе делала лучше. Но я решила дать ей второй шанс, потом третий, четвертый. Но ее работы лучше не становились. При этом она себя считала чуть ли не профи, стала завышать ценники. Я решила, что ходить к ней больше не буду.
Через месяц подруга сама вдруг спросила, почему я больше к ней не хожу. И тогда я ей сказала прямо, что мне не нравится как она делает маникюр. Подруга обиделась, и с тех пор мы больше не подруги.
Еще одна история. У одной моей знакомой Марии подружка увлеклась выпечкой и начала всем навязывать свои услуги.
Мария пару раз заказала у нее тортики на праздники, но один раз коржи недостаточно пропеклись, а второй раз крем был жидковат.
Мария не хочет заказывать торты у подруги, но сказать, что торты получаются невкусные, она не решается. Боится обидеть подругу.
Таких историй, к сожалению, немало. Люди частенько терпят некачественные услуги только потому, что эти услуги оказывают их друзья или родственники, а сказать неприятную правду стесняются. Вдруг подруга обидится, что ее работу критикуют?
Критика — очень тонкая материя. Она уместна, когда исходит от профессионала или по запросу.
А вот непрошеная критика от некомпетентного человека может быть расценена как вторжение в личное пространство или даже хамство (зависит от того, как эта критика была подана).
Но есть ситуации, когда говорить правду и критиковать можно и нужно, даже если вы не профессионал и вашего мнения не спрашивали.
К ним относятся те случаи, когда человек плохо делает свою работу и берет с вас деньги за нее.
Это уже не его личное дело, а ваше. В этой ситуации вы выступаете не как критикующая подружка, а как клиент, который платит деньги, и хочет за эти деньги видеть хорошо выполненную работу.
Примеры:
- Ваша подруга сшила себе дурацкое (на ваш вкус) платье, но оно ей нравится. В этом случае от критики лучше воздержаться. На вкус и цвет все платья разные, поэтому пусть подружка носит то, что хочет.
- Подруга сшила вам платье на заказ за ваши деньги, но платье плохо подогнано или вообще сшито криво. Вы — клиент, который платит деньги, а значит вправе требовать качественную работу. Стоит озвучить все, что не устраивает, а не терпеть халтуру.
Как сказать, чтобы не обидеть?
Разумеется, без грубости и наездов, как можно вежливее. Но и ходить вокруг да около не надо, намеки не все понимают. Скажите прямо как есть без лишних эмоций.
Нормальная подруга такую критику воспримет с радостью, ведь для нее это — честная обратная связь от клиента. Если обидится, значит это плохая подруга и плохой бизнесмен.