Валя и Костя — мои хорошие друзья и бизнес-аналитики. Работали в крупных IT-компаниях, анализировали рынок, вели проекты. А потом достигли потолка, закопались в рутине и решили, что пока не родились дети, есть время что-то поменять и попробовать.
Валя: мы не сразу бросили офис, чтобы начать свой бизнес. Сначала мы делали то же самое, что в офисе, но удаленно. Хотелось больше путешествовать, а офисная работа этого не позволяла. А еще в офисе долгое время не получалось расти. Плюс я почти каждый месяц болела ОРВИ.
Костя: Первое время ожидание совпадало с реальностью. Утром, до работы, мы гуляли, в обед тоже гуляли, и вечером, после работы, оставалось время на изучение окрестностей. Так продолжалось несколько месяцев, пока в компанию не пришли крупные клиенты. И объем работ вырос.
Валя: Получилось так, что мы получали те же деньги, но работали уже не 8, а 10 часов. А так как не входили в штат, то не могли рассчитывать на оплату сверхурочных.
Это фото ребята привезли из своего первого авторского тура по Калифорнии. Поездка на 14 дней стоила 2000 долларов, и ребятам удалось найти трех туристов, включая меня
Костя: И тогда мы решили, что возьмем на год тайм-аут и попробуем запустить свой бизнес. Интернет-магазин готовых маршрутов. А еще будем организовывать авторские туры и возить людей в путешествия.
Для того, чтобы найти свою аудиторию, ребята завели инстаграм @trip.tune — за 9 месяцев получилось набрать чуть меньше 15К подписчиков. Немало! Но этого количества оказалось недостаточно для быстрого масштабирования. А еще никак не получалось выйти на тот же уровень дохода, что был в офисе или на удаленке.
Ребята зарабатывали в лучшем случае 20% от прежнего дохода.
Валя: Я думала, что клиентов будет легко найти, что все будут хотеть что-то у нас купить, заказать маршрут. Но в итоге больше переживала: как там человек путешествует по твоему маршруту, а вдруг там что-то пойдет не так? И ты должен быть на связи 24/7.
Костя: В путешествие по Калифорнии мы нашли трех человек. А вот в авторский тур по Грузии уже не было желающих. Пару раз провели марафон «Сам себе путешественник», в котором собрали все свои знания о том, как находить лучшие предложения и получать бонусы.
Самый частый вопрос, который задают путешественникам их подписчики,
откуда вы берете деньги на путешествия, если вы не работаете?
Групповое фото из поездки по Калифорнии
Ребята @trip.tune честно признаются: их спасает финансовая подушка, которую они отложили на год эксперимента.
Из этой же подушки гасят ипотеку. А еще — между разработкой маршрутов и путешествиями, ребята… работают. Берут разные проекты — сделать сайт, провести поисковую оптимизацию, разработать техническую документацию для IT-проекта.
Планы на 2019 год — съездить в марте на Канарские острова (одни или с группой) — и выходить на работу в офис.
Валя: Не каждому суждено быть предпринимателем, кто-то прекрасный наемный сотрудник, и в этом нет ничего плохого.
Костя: Несмотря на то, что нам не удалось выйти на планируемый уровень дохода, мы не жалеем об этом времени. Так много мы еще никогда не путешествовали, как в этом году! Путешествия развивают, расширяют кругозор. У нас не было гонки «скорее выплатить ипотеку». Попробовать свое дело — важно. Мы ничего не потеряли. Мы легко найдем работу, когда начнем ее искать.
Валя: За этот год мы поняли: мы оба серьезные специалисты, просто не в мире Инстаграм. Блог мы заводили для трафика на маршруты, а на них в итоге не оставалось времени из-за блога. Делать маршруты интересно, но не на потоке. А просто искать для кого-то билеты — совсем не интересно.
Это крутая работа для студентов, но никак не для людей с 9-летним опытом работы в маркетинге и бизнес-анализе.