«Он говорил, что я толстая. Отец вбил в мою голову, что я худший человек на свете. Любой наш разговор перерастает в крики и упреки. И толстая я, и учусь хуже некуда. Отец орал на меня всю жизнь», — это строчки из интервью Данаи Пригожиной, дочки Иосифа Пригожина от первого брака.
«Он не любит меня, а к детям Валерии относится иначе», — с обидой говорит девушка.
«Для папы я никогда не стану хорошей, сколько бы ни старалась. Мне часто снится один и тот же сон: мы с папой гуляем в парке по набережной, как настоящая семья. Но, к сожалению, это только сон».
Даная считает, что её не любят, потому что она не такая талантливая, не такая худая и не такая умная, как хотелось бы её отцу. Не оправдала надежд, неудачная дочка.
Я читала эти строчки, полные детской обиды, эти немного странные для взрослой девушки слова и думала о том, что детство на самом деле никогда не заканчивается. Всю жизнь в нас растёт та любовь или та… нелюбовь, с которой мы столкнулись в самом нежном возрасте.
Но обязательно ли за горькими словами взрослых, за упреками стоит нелюбовь? Вовсе нет.
Сколько я видела таких родителей, которые, боясь испортить дитя, днём и ночью перечисляли те недостатки ребёнка и те его промахи, которые надо срочно-досрочно исправить.
Это тоже любовь, такая требовательная и взыскующая. Многие взрослые поддерживают такое поведение:»А кто ещё правду ребенку скажет, как не его родители?! Кто наставит на путь истинный?! Нельзя хвалить — сглазишь, испортишь! Толстый? — худей! Двоечник? — немедленно стань отличником!»
Но кто сказал, что воспитывать — это обязательно критиковать, а любить — это всегда оценивать?
По своему детству помню: когда родители не верили в меня, я погружалась во мрак и отчаяние.
Так было, например, когда я училась в начальной школе. Учительница первая моя убедила родителей, что я трудно обучаемый персонаж, двоечница и лентяйка.
Мои родители со всем рвением родителей первоклассницы взялись сами меня обучать: мама сидела со мной за прописями, папа сто раз подряд проговаривал английский алфавит.
И в этом их героическом штурме крепости знаний самым очевидным для меня было то, что мои усилия кажутся им ничтожными, а их вера в мои способности стремится к нулю.
И только моя болезнь и больница все поставили на свои места. Родители очнулись и поняли, что в их семье растёт любимая дочка, а не грызёт гранит знаний некая ученица школы, которую надо ежедневно проверять, оценивать и наставлять.
Облегченно выдохнув, родители навсегда закрыли мои учебники и тетради. Перестали ругать меня и переживать за моё светлое будущее. Конечно, я тут же стала хорошо учиться.
Так что «критика по личности» — это тоже любовь, но испорченная любовь, неправильная. Вы можете со мной не соглашаться, но и во взрослой моей жизни мне больше всего пригодились именно слова ободрения, поддержка и любовь, полученные в детстве.
И совсем лишними оказались эпизоды, когда взрослые люди пытались спрогнозировать печальное развитие моей судьбы, используя в качестве аргумента моё неумение что-либо делать достаточно хорошо.
Конечно, направлять детей нужно, воспитывать необходимо, но почему бы не делать это осторожно, не переходя, так сказать, на личности?