Мой отец последние годы перед выходом на пенсию служил на Сахалине. На самой южной его оконечности. Где именно и кем – вы поймете из дальнейшей истории.
Дело было еще в 1990-х. Стояла поздняя осень, и над морем расстилался очень густой туман. В этом тумане по навигационным приборам шел американский авианосец, направлявшийся из Японии на Аляску.
В какой-то момент его локаторы показали впереди какую-то массу, приборами пока не идентифицируемую. После чего в рубке сквозь сильные помехи раздался голос:
— Говорит М-185. Неопознанный корабль, сделайте поворот на 20° на восток, в противном случае вам грозит столкновение. Дистанция до столкновения — 8 морских миль.
Гордые американцы возмутились. С какой стати неизвестно кто предлагает им менять курс? И потому ответили:
— М-185, это авианосец Соединенных Штатов Америки «Нимиц». Предлагаем вам самим сделать поворот на 20°, в противном случае столкновение вам не понравится.
Спустя какое-то время в капитанской рубке снова раздался тот же голос:
— «Нимиц», это М-185. Повторяем. Сделайте поворот на 20° на восток, в противном случае вам грозит столкновение. Дистанция до столкновения – 7 морских миль.
От американцев пришел новый ответ – но голос говорившего был уже другим:
— М-185, говорит адмирал Шеннон Бригс, капитан авианосца «Нимиц» и командующий эскадры Тихоокеанского флота США. Масса нашего корабля 400 тысяч тонн. Немедленно смените курс – или вы испытаете на себе всю их мощь! Я не шучу — это приказ!
Спустя несколько секунд адмирал услышал спокойный голос моего отца:
— Адмирал, с вами говорит капитан российской армии Вячеслав Краснов, дежурный смены военного маяка М-185 острова Сахалин. Масса острова – 400 миллиардов тонн, и это в 1 миллион раз больше, чем у вашего суденышка. Не хотите менять курс – не меняйте. Но тогда через 10 минут во флоте Соединенных Штатов станет на один авианосец меньше. И отремонтируйте ваши приборы.
Только через минуту с авианосца пришел ответ:
— О’кей, принято. Извините, капитан Краснов. Уже меняем курс.